Герои * Интересные дети : Советы первоклашкам
Текст: Мария Калинина
Фото: Наталья Еремеева

Советы первоклашкам

Пока воспоминания ещё свежи, мы расспросили новосибирских второклашек и их уже опытных родителей, как они пережили свой первый год в школе. Выяснилось, что детям не нравится, что в школе нельзя бегать, а родителям  – что нельзя опаздывать.

Делать ли домашние задания, следить ли за оценками, как поскорее адаптироваться, наладить контакт с учителем и нужно ли вообще обо всём этом беспокоиться? Наши герои-родители рассказали о первом школьном опыте без прикрас и дали много ценных советов, а дети нарисовали свою школу мечты.     

Надежда и Рома Грибковы, школа №211, 2 Г

«Мне иногда кажется, что задания придуманы для родителей, а не для детей»

Рассказывает мама Надежда:

«Один из главных моментов, которому я уделяла особое внимание – это домашние задания, которые хоть и не должны задавать в 1 классе, но они всё-таки есть. Я не советую родителям отмахиваться от этого, ссылаясь на рекомендательный, а не обязательный характер домашней работы. Школа – это система, и чтобы ребёнку не было сложно в будущем делать уроки, получать оценки, лучше за её рамки не выходить.

Мы с Романом просто просматривали тот материал, который они проходили, повторяли в форме вопросов и ответов.  Здесь важно дать ребёнку самостоятельность: если уроки заданы, пусть он их попробует сделать сам. Не стоит вместе с ним погружаться в тему, иначе есть риск просидеть вместе за учебниками все 11 лет. Сначала мне приходилось помогать, если Рома не справлялся, а уже к концу года я проверяла уроки выборочно.

Среди заданий были сюрпризы и для родителей – например, по окружающему миру. Рекомендую заранее пролистать учебник по этому предмету. Много тем, к которым сходу не подготовишься – например, сделать проект, для которого требуется найти фотографии родителей в детстве и описать их. Конечно, если вы открыли дневник вечером и увидели такое задание, вам крайне трудно будет его хорошо выполнить. Много уроков, которые ребёнок без помощи взрослых сделать не сможет – например, подготовить проект в Power Point. Мне иногда кажется, что такие задания придуманы для родителей, а не для детей.

Отметки хоть и не должны ставить, но оценивание работ всё равно есть: звёздочки, звёздочки с минусом. В целом это неплохо. Для родителей – это сигнал: ты видишь результаты ребёнка, можешь понять, как педагог оценивает его знания.

В школе по сравнению с садиком игровая форма практически прекращается. Учителя хоть и стараются использовать разные методы – распечатки, работа с интерактивной доской, видео, но этого всё равно недостаточно. В школе дети, к сожалению, перестают играть".

Рассказывает Рома:

«Я бы построил свою школу мечты с обычным входом, но на потолке были бы разные рисунки, а дети сидели бы на мягких стульях. И там был бы развлекательный зал с батутами и шариками в бассейне. А на партах были бы специальные кнопки: положил денежки в определённое место, нажал кнопочку – деньги идут в столовую, а ты пишешь, что хочешь заказать. И тебе, пожалуйста, доставочка – приносят еду в класс».

Евгения и Настя Грудевы, школа №179, класс 2 А

«Оказалось, что первый класс стал стрессом, прежде всего, для меня, а не для дочки»

Рассказывает мама Евгения:

«Настя пошла в школу в 6 лет в гимназический класс, и я переживала обо всём – как она будет оставаться дома, делать уроки, справится ли. Но всё оказалось замечательно. Я поняла главное – нужно доверять ребёнку, быть рядом и не обращать внимание, если учитель говорит, что можно что-то улучшить.  Нужно верить на 100%, что у ребёнка всё получится.  

Настя с пяти лет занимается спортивной аэробикой, и благодаря тренировкам, приучена к дисциплине. Поэтому у неё не было жёсткого перехода от сада к школе: что можно и нельзя – эти правила она усвоила сразу. Важную роль сыграла физическая подготовка – Настя могла спокойно высидеть урок, справлялась со всеми нагрузками. Дочь оказалась даже более подготовленной, чем дети постарше.

Оказалось, что первый класс стал стрессом, прежде всего, для меня, а не для дочки. Изменился режим, и мне пришлось перестраиваться. Раньше я знала, что она делает в саду: ребёнок ухоженный, накормленный, поспал. А теперь она стала оставаться до вечера со старшим братом, которому 12 лет. И что там у них происходит, пока нас нет, непонятно. В доме воцарилась анархия, детский режим.  

Я убедила себя, что если ребёнок не поест горячую пищу, то не умрёт на следующий день. Хотя раньше считала это катастрофой. Я стала проще относиться к быту: если дома бардак, то его можно убрать за 15 минут, да и посуду можно помыть не сразу, а вечером – ничего не случится. И жареная картошка на обед – это тоже неплохо, сын её отлично готовит. Они сами по себе, и при этом справляются: делают уроки, обедают, приглашают друзей, собираются на тренировку. В какой-то момент я даже перестала проверять у Насти уроки – первый класс она закончила сама».

Рассказывает Настя:

«В моей идеальной школе дети бы играли и учились, а главным предметом была бы технология, на которой все бы лепили картины. Перемен было бы больше, чем уроков. И на них можно было бы играть, петь, танцевать, крутиться, вертеться и рисовать. Стены были бы розовенькие, а в столовой было бы побольше котлет».

Татьяна и Никита Виниченко, гимназия №2, класс 2Б

«Зная своего активного ребёнка, я вошла в родительский комитет».

Рассказывает мама Татьяна:

«В плане учёбы первый год дался нам хорошо, а вот с адаптацией и поведением были некоторые проблемы. Мальчишки, особенно активные, проверяют границы дозволенного и ещё только  учатся взаимодействовать друг с другом. Но не все мамы и папы к этому спокойно относятся. Нужно помнить, что это, прежде всего, дети и у них каждый прав и каждый первый начал. Мой совет – ни в коем случае родителям не вступать в конфликты друг с другом. Ребятам ещё долго учиться вместе, и налаживать отношения, договариваться нужно не только детям, но и взрослым.

Зная своего активного ребенка, я тоже заняла активную позицию и избрала тактику участия – вошла в родительский комитет. Так я могу всегда быть в курсе происходящего, на связи с учителем и первая узнаю обо всех поведенческих моментах, чтобы их отрегулировать. Думаю, и педагоги относятся лояльнее, когда родители пытаются помочь.

В первом классе Никита ощутил, что такое свободное время. В отличие от сада, где дети задействованы весь день, в школе у них появляется время, которым они могут распоряжаться. Сын самостоятельно выбрал несколько дополнительных занятий – научился играть в шахматы и учил английский. Мы с удовольствием поддержали его тягу к знаниям, и эти дополнительные занятия не были для него нагрузкой, потому что были ему интересны».

Мне понравилось высказывание: «Родители, понимайте, что вы не в космос ребёнка отправляете. Первый класс – это несколько проще». Так и оказалось: школа – это просто очередной этап. Нужно верить в ребёнка, и у него всё получится».  

Рассказывает Никита:

«В школе мечты я бы отменил русский язык и физкультуру. Но разрешил бы детям бегать и разговаривать на уроках. Здесь бы учили одной технологии, а на информатике можно было бы снимать видеообзоры про игрушки и поделки из резинок».  

Зинаида и Соня Иост, гимназия №2, класс 2В

«Адаптации я не придаю большого значения: куда она денется – конечно, привыкнет»

Рассказывает мама Зинаида:

«Основной сложный момент, с которым мы столкнулись – нежелание Сони учиться. Оказалось, что не все дети горят желанием ходить в школу и делать уроки – некоторым нужен дополнительный стимул: шоколадка, прогулка или новое платье. Без пряников – никак. Весь первый класс мы посвятили тому, чтобы объяснить дочке, что учёба нужна ей, а не нам. Учителя советуют помогать с уроками, но дети этим пользуются и перестают самостоятельно заниматься. Мы возложили на неё ответственность – делать уроки, но она оказалась к ней не готова. Стали снова контролировать, спрашивать, проверять.

Для меня было важно, на какой парте сидит Соня. Я даже просила учителя пересадить её ближе, чтобы она была более внимательна. На мой взгляд, хорошая практика, когда детей постоянно пересаживают: так учитель может контролировать и поведенческие моменты, и физиологические, чтобы избежать того же сколиоза.

А вот адаптации я не придаю большого значения: куда она денется – конечно, привыкнет. У моих детей (у Зинаиды шесть детей – прим.ред.) нет проблем с социализацией, они спокойно принимают всё новое и легко адаптируются. Я не такой человек, который будет переживать заранее: решаем проблемы по мере их поступления.

Есть практический совет – новый портфель мы купили Соне вечером 1 сентября. В это время можно купить всё для школы быстро, без пробок и с хорошими скидками. На форму тоже цены будут ниже ближе к концу августа. Русский человек все делает в последний момент – если у нас менталитетом это заложено, надо пользоваться».

Рассказывает Соня:

«В моей школе мечты все дети бы веселились, учили только одну математику, решали примеры и кушали бы одни котлеты. Это была бы супер-пупер школа с синими стенами, а ученики бы сидели на креслах-грушах. И можно было бы спать до 13 часов».

Ханна и Ева Камионко, гимназия №13, класс 2 Б

«Эмоциональный комфорт – важнейшая вещь в первом классе».

Рассказывает мама Ханна:

«Родители не должны делать уроки с детьми и тем более за детей. Лучше создать условия, чтобы ребёнок хотел и мог делать задания самостоятельно: начиная от организации рабочего места, заканчивая доступом к информации, книгам, энциклопедиям. Школа, уроки – это полностью его зона ответственности. И то, что он получит потом – даже не оценки, а сам процесс обучения – результат его трудов и поведения. Еве нравится учиться, но интерес не возник вдруг – поддерживать его нужно задолго до школы. Ведь все дети по природе любопытны.

При этом нужно быть на 100% внимательным к тому, что происходит в школе: на каждом уроке, с учителем, на переменах. Мы с Евой дружески беседуем после занятий – мне важно что она ела, с кем говорила. Ведь кто-то дерётся, кто-то обзывается – у всех детей в этот момент происходит адаптация. 

Эмоциональный комфорт – важнейшая вещь в первом классе: будет он, будет и всё остальное. Невозможно получить наклеечки или хорошую отметку, когда ребёнок находится в стрессе. Также важная задача родителей – организовать пространство и время школьника. Ребёнку нужна стабильность: составить расписание и стараться ему следовать. И обязательно оставить ребёнку его личное свободно время, когда не надо никуда ехать, делать уроки и можно просто играть. Мы ушли с танцев на год, чтобы немного разгрузить Еву.    

У меня своё отношение к школьным правилам, но, несмотря на это, я пытаюсь донести до Евы, что их нужно соблюдать. Мне важно, чтобы ребёнок понимал, почему запрещают одно и разрешают другое. Хотя не всё объяснимо даже для меня: почему нельзя вывести детей на улицу и дать им набегаться, выплеснуть энергию? Потом на уроке с ними будет проще.  Не могут у нас на это пойти... А ведь детям надо прыгать, бегать, шевелиться, кричать. Школьникам не всегда объясняют природу правил, поэтому задачу разъяснения я взяла на себя, чтобы пытливый ум моего ребёнка всё воспринял правильно, и не было недопонимания. Бегать нельзя не потому, что дети плохие, когда бегают, а, например, потому что в школе важна безопасность».  

Рассказывает Ева:

«В моей идеальной школе перемены были бы длинные, а в тёплые дни нас бы выпускали на улицу пробегаться. Осенью можно было бы кататься на коньках, а зимой, наоборот, на роликах. И в школе был бы такой зал, где можно просто посидеть и помечтать. А в столовой мармеладки и мороженое выдавали бы бесплатно».

Похожие: