Стиль жизни * Выходные : Нужны ли вещи для счастья?
Текст: Саша Шабалинская
Фото: Наталья Еремеева

Нужны ли вещи для счастья?

Ежедневно в соцсетях мы видим мир, прославляющий радости потребления – компании, блогеры, а за ними друзья рассказывают о новых покупках, которые, оказывается, так необходимы. Чемпионом по спросу и предложению легко может стать рынок детских товаров. Французский прорезыватель для зубов Софи, новый лонгслив с банановым принтом, деревянный ночник, без которого ваш малыш, ясное дело, не уснёт.  Как тут устоять – мне тоже надо! И вот мы смотрим, как силы и время уходят на шопинг, а счастья почему-то не прибавляется.  

Нарастающему круговороту покупок нашёлся достойный ответ – теория разумного потребления. Её разработкой начали заниматься одновременно разные люди по всему миру, от колумнистов авторитетных изданий и бизнесменов до серьёзных учёных. Трудно не вспомнить Стива Джобса в бессменной чёрной водолазке и Марка Цукерберга – в серой футболке, в которой и в пир, и в мир. Аскеза в одежде этих богатейших бизнесменов объясняется просто: меньше мелких бытовых решений – больше времени на важные открытия.      

Бытовой минимализм и fast fashion моментально входят в моду. Блогеры, прежде прославляющие бесконечные покупки, переключаются на новые проекты по разбору собственных гардеробных и кладовок, стремясь свести вещи к минимуму. 

Правила разумного потребления согреют душу человека, стремящегося к внутренней гармонии: сводите к минимуму количество вещей в доме, заменяйте большие покупки маленькими, делайте перерывы от экранов и соцсетей, инвестируйте в эмоции, а не в вещи, помогайте другим. И если вам нужен только пакет молока, ни под каким предлогом не заходите в супермаркет, где пекут ароматные булочки.   

Проблема лишних вещей становится актуальной вдвойне, когда в доме появляется малыш. Сколько одежды нужно современному ребёнку, если он, к тому же, подрастает в климате, не слишком склонному к постоянству? А как насчёт просто красивых вещей, игрушек? Да и ребёнок всё время растёт.   

Замкнутый круг потребления в 2008 году, на самом пике очередного кризиса взялась разрушить молодая мама Татьяна Уланова, сначала открыв в Мурманске магазин «От мамы к маме», а затем основав в партнёрстве с компаниями «Руян» и «Кастом Кэпитал» сеть красивых комиссионных магазинов с говорящим названием «Стало мало». Это и когда ребёнку стало малО то, что он не успел поносить, и когда стало мАло вещей, а значит, родителям вновь пора раскошеливаться. После тщательного изучения опыта западных коллег и поиска инвестиций, владельцы франшиз «Стало мало» создают места, где мамы могут избавиться от старых детских вещей и обзавестись новыми. Сегодня сеть магазинов «Стало Мало» работает в семи городах России. Появилась такая площадка и в Новосибирске.

 

«Стало мало» – магазин постоянных распродаж, где можно купить вещи, бывшие в бережном использовании со скидками до 80%. Носить аккуратно и передавать другим – важная часть концепции сети, напрямую связанная с идеей рационального потребления.

Нам стало интересно, придерживаются ли основатели проекта этой идеи, не бравируют ли модным лозунгами?

«Раньше я была транжирой: в своё время купила столько детских вещей, что мне пришлось родить второго и третьего ребёнка, чтобы было кому донашивать вещи – не пропадать же добру, – шутит Татьяна Уланова. – С годами я стала понимать, насколько это неразумно. Сейчас я не покупаю лишних вещей, стараюсь освобождать пространство вокруг себя. Мой девиз – лучше не купить, чем купить. Каждая лишняя вещь – это экологическая катастрофа для планеты и только разумное потребление поможет сохранить то, что мы имеем на Земле».

Магазин позиционируют как альтернативу сервисам наподобие Avito, но здесь вещи не нужно ни фотографировать, ни заполнять карточки. Достаточно лишь подготовить их к продаже, принести в магазин и ждать выручки.  

В Новосибирске франчайзи проекта стала Лариса Лощилова – не будучи мамой, она активно взялась за развитие магазина с детскими товарами и доброй миссией. «Лишние вещи – это энергетика, которая застаивается и не даёт места новым идеям и эмоциям, – уверена Лариса. – Однажды пересортировав ненужную мне одежду и передав её многодетной семье, я уже не смогла остановиться. Теперь регулярно провожу ревизию: делю вещи на те, что хочу подарить, отдать на благотворительность или продать. Я стала подходить к шопингу разумнее, не давая вещам занимать моё жизненное пространство».

По задумке основателей, в магазинах «Стало Мало» можно творить добро не только для себя, но и для других. Помощником в продвижении сети стала благотворительная составляющая проекта. В магазине есть полки для вещей, которые можно передать нуждающимся, а по компаниям города уже путешествуют эко-боксы, коробки для приёма и последующего распределения вещей в благотворительные фонды. В Новосибирске это «Созвездие сердец» и «Семья и дети». Из эко-боксов специалисты отсортируют и заберут нужное, всё остальное будет реализовано в магазине и отправится в фонды уже в виде денег.

Несмотря на то, что основатель проекта Татьяна Уланова отошла от управления и владения сетью, дело её живёт, а сама многодетная мама может рассказывать о комиссионных магазинах «Стало Мало» бесконечно, акцентируя внимание на идеологии: «Мы хотели сделать наши площадки такими, чтобы туда не стыдно было зайти. Это не магазин второго сорта, где плохо пахнет и дешёвая обстановка, а чистое, красивое помещение, где приятно и престижно покупать. Ведь это выбор разумных мам, которые уверены, что деньги лучше потратить на развитие детей, отдых и совместные поездки».  

Другие выходные: